Компьютерная зависимость у детей и подростков
Компьютерная зависимость - бич современного общества. Вследствие стремительного развития информационных технологий и Интернета человек все больше времени проводит в сети, меньше встречается с друзьями «вживую», а круг его интересов постепенно сужается и в итоге ограничивается только лишь социальными сетями и онлайн играми. Для взрослой состоявшейся личности такой способ проведения досуга существенно снижает качество жизни, а для ребенка и подростка – может привести к крайне печальным последствиям – проблемам в учебе, сужению круга интересов, трудностям в общении, снижению интеллектуальных способностей.
Минздрав России установил норму, согласно которой дети в возрасте от 7 до 10 лет могут проводить за компьютером не более 45 минут в день, от 11 до 13 лет – 2 раза по 45 минут, старше 13 лет – три раза по 45 минут.
На деле же, современные дети зачастую проводят за монитором все имеющееся у них свободное время. Из-за чего же формируется компьютерная зависимость?
Записаться на консультацию+7 (495) 765-02-04
Причины компьютерной зависимости
Игромания, как и любая другая вредная привычка, появляется там, где есть чувство внутренней неудовлетворенности или тревоги. Испытывая эти неприятные ощущения, человек либо становится агрессивным, либо уходит в другую реальность, с помощью алкоголя, наркотиков, компьютерных игр. И если в жизни ребенка мало радостных событий, позитива и любви, он также будет искать максимально простой способ компенсации отсутствия удовольствия. Пищевая зависимость, курение и игры как раз являются одним из самых простых способов получения мнимой радости.
Обстоятельства, при которых есть вероятность развития тяги к онлайн играм и социальным сетям, у подростков и более младшего поколения могут несколько отличаться. Компьютерная зависимость у детей в большинстве случаев появляется в результате неполноценных отношений между родителем и ребенком.
Наиболее частые причины появления игромании в младшем возрасте
Дисбаланс в коммуникации с ближайшим окружением. Ребенок нуждается в постоянном общении с мамой и папой, ему важно чувствовать интерес родителей к своей персоне. В противном случае, малыш начинает испытывать одиночество, ощущает себя ненужным. Образовавшуюся пустоту в его внутреннем мире может заполнить компьютерная зависимость. Причем, очень часто родители сами подталкивают своих детей в ловушку этой пагубной привычки. Этому способствует нехватка свободного времени и желания проводить его с ребенком. Мамы и папы самостоятельно включают малышу телевизор или компьютер, тем самым приучая к симулятору реальной жизни.
Видеоролики и передачи в СМИ с участием наших специалистов
Отсутствие близкого эмоционального контакта между всеми членами семьи. Другой вариант родительского пособничества развитию зависимости - собственная привычка проводить досуг. Возможно, в вашей семье норма, что после работы муж играет в онлайн игры, а жена смотрит телевизор, количество диалогов между супругами минимально, у каждого, по сути, своя жизнь. В данном случае, с вероятностью в 99% ваш ребенок будет зависим от Интернета, ведь в такой домашней атмосфере ни на йоту не удовлетворяется его потребность в любви, внимании, общении. У него нет нормального, здорового примера того, как можно проводить время в контакте с кем-либо, делиться переживаниями и событиями прошедшего дня. Если дела в вашем доме обстоят именно так, как описано выше, стоит отправиться на приме к психотерапевту всей семьей. С помощью грамотного специалиста удастся не только вернуть сына или дочь к нормальной жизни, но и вывести на новый уровень отношения между мужем и женой.
Компьютерная зависимость у подростков может появиться по следующим причинам
Сложные отношения с родителями. Взрослые оказывают огромное влияние на развитие и становление своих детей. И если они чрезмерно опекают ребенка, загружают его секциями и кружками, в результате он сбегает в виртуальную реальность, пытаясь хоть там найти место для личного пространства. Часто привычка часами сидеть за компьютером развивается, если в семье подавляется такое важное чувство как агрессия. Убивая виртуальных врагов, ребенок избавляется от злости и негатива. Если мамы и папы любят своих чад только за успех, подростки также могут стать жертвами онлайн игр, ведь любому человеку сложно всегда быть победителем. Проходя квесты и убивая противников, он повышает свою самооценку, к тому же, для игры есть возможность выбрать персонажа с навыками, которых не хватает в реальной жизни - сильного, красивого, ловкого, обладающего сверхспособностями. Поэтому родителям важно научиться видеть и чувствовать своего ребенка, чтобы не задавить его и не построить его жизнь таким образом, что единственным способом получения удовольствия станет компьютерная реальность.
Записаться на консультацию+7 (495) 765-02-04
Место в социуме. Если в детстве основной мир для ребенка составляют родители, то в пубертатном периоде на первый план выходят отношения со сверстниками, и от того, как подросток будет чувствовать себя в коммуникации с ними, зависит появится ли у него компьютерная зависимость или какие-либо другие вредные привычки. Сильная неуверенность в себе (корни которой чаще всего находятся в детско-родительских отношениях) часто приводит ребенка к тому, что ему вообще не с кем контактировать и проводить свободное время. Отрок стесняется быть собой в общении, или уверен, что недостаточно хорош, чтобы с ним дружили, как итог, он страдает от острого чувства одиночества. И виртуальная жизнь кажется ему спасением. Здесь можно придумать другое имя, использовать чужую фотографию, а коммуникация на расстоянии имеет гораздо меньшую степень напряжения, чем личный контакт. Если у подростка есть друзья, он все равно может стать жертвой онлайн игр. К такому результату часто приводит желание реализовать лидерские качества в кругу сверстников и невозможность сделать это в реальности. В игре проще получить уважение или, например, даже стать предводителем клана. Мальчики вообще находятся в большей зоне риска, чем девочки, так как они очень конкурентны и им важно быть победителями. В классе или на улице дети всегда делятся по парам и группам, и если ребенку не удается стать членом желаемой компании, неудовлетворенное чувство принадлежности к классу тоже может подтолкнуть подростка в виртуальный мир.
Если вы предполагаете, что ваш ребенок зависим от Интернета - нужно обязательно пересмотреть ваши отношения с отпрыском, а лучше всего, обратиться к психотерапевту, ведь зачастую эта привычка - лишь вершина айсберга.
Как избавиться от компьютерной зависимости?
Действуя осторожно и без давления нужно приобщать сына или дочь к совместным семейным проектам - походу в кино, настольным играм и т.д. Важно показать ребенку, что за пределами компьютерной реальности тоже есть жизнь. В случае, если не складываются отношения со сверстниками, настоящая здоровая семья всегда поддержит и поможет изменить ситуацию в лучшую сторону. Желая избавить отпрыска от привычки часами сидеть перед монитором, нельзя делать резкие агрессивные действия, например, отключать Интернет или устанавливать пароль на компьютер, это может только увеличить пропасть в отношениях зависимого с реальным миром и привести к плачевным последствиям, вплоть до суицида.
Будьте внимательны к своему ребенку, не жалейте времени на его избавление от игромании, тем самым, вы купите ему билет в счастливую жизнь!
Светоч Влад Евгеньевич
- Доктор психологии (USA, Doctor of Psychology, Psy.D)
- Кандидат психологических наук
- Профессор Российской академии естествознания
- Президент фонда "Психология за здоровье нации"
- Заслуженный работник науки и образования
- Член Российского психологического общества
- Член Американской психологической ассоциации (USA, APA)
Системный онкопсихолог, писатель, автор метода системной психологической коррекции
подробнее...
- Доктор психологии (USA, Doctor of Psychology, Psy.D)
- Кандидат психологических наук
- Профессор Российской академии естествознания
- Президент фонда "Психология за здоровье нации"
- Заслуженный работник науки и образования
- Член Российского психологического общества
- Член Американской психологической ассоциации (USA, APA)
Системный онкопсихолог, писатель, автор метода системной психологической коррекции
Дополнительная информация: