У Юры переходный возраст
С Юрой сбились с ног не только мама и бабушка, даже отец, который всегда был авторитетом для мальчика: предупреждение «скажу папе» мгновенно прекращало его шалости. Даже этот всемогущий отец теперь буквально теряется перед дерзкой независимостью сына. Да и в школе на него жалуются: небрежно учится, плохо ведет себя на уроках, пропускает занятия.
Переходный возраст, говорят знакомые родителям в ответ на их сетования. Так-то оно так: мальчику 13 лет, а возраст от 10 до 16 не напрасно называют критическим, трудным. Но ведь не все дети в этот период доставляют столько тревог и хлопот! Происходящая в переходном возрасте перестройка их физиологических функций создает лишь фон, на котором отклонения в поведении возникают легче, приобретают более резкие формы. Нервная система подростка отличается повышенной возбудимостью. Поэтому неправильный педагогический подход, несправедливость, резкость, повелительный тон могут у подростка вызвать бурную реакцию. В этот период интенсивно идет процесс полового созревания. В наши дни оно начинается и завершается значительно раньше, чем это обычно бывало даже в недалеком прошлом. Раньше появляются вторичные половые признаки у мальчиков. Такие явления отмечены учеными у детей в разных областях нашей страны - на севере и на юге, на западе и на востоке, в сельской местности и больших городах. Впрочем, не зная статистики, родители на примере своих детей убеждаются в феномене акселерации: четырнадцатилетний ребенок уже ростом на голову выше матери, говорит срывающимся басом и носит обувь на два размера больше отцовской.
Записаться на консультацию
+7 (495) 765-02-04
Однако если физическое развитие и половое созревание современных детей идут ускоренными темпами, то наступление социальной зрелости, наоборот, отодвинулось. Более длительным стало овладение профессией, более серьезной подготовка к вступлению в трудовую деятельность.
Так что подросток, физически и психологически покинувший страну детства, как и первоклассник, сидит за партой, находится на иждивении родителей, чувствует их опеку. Но быть в положении ребенка, поведение которого постоянно контролируется, ему уже тягостно. И он начинает сопротивляться требованиям, ограничивающим его самостоятельность. Подросток претендует на равноправные отношения со взрослыми, на уважение к нему как личности, на собственную точку зрения, на возможность самому решать какие-то свои проблемы.
Все это естественно и закономерно. В самом деле, подросток уже не ребенок, хотя еще и не взрослый. Но завтра он будет взрослым! И если учитывать это, если перестроить систему отношений с ним на новой основе, то конфликтные ситуации вряд ли будут возникать. О своеобразии развития ребенка в подростковом возрасте писали многие ученые. Советский психолог Л. С. Выготский еще в ЗО-е годы одним из первых обратил внимание на не совпадение трех точек созревания: общего физического, полового и социального. Он считал это основной особенностью, основным противоречием подросткового возраста. «В эти переломные моменты развития ребенок становится относительно трудно воспитуемым вследствие того‚- писал он‚- что изменение педагогической системы, применяемой к ребенку, не поспевает за быстрыми изменениями его личности». Это справедливо и сейчас, когда разрыв между половой и социальной зрелостью увеличился, и личность подростка во многом усложнилась. Слова «поток информации» стали для нас привычными. И мы, взрослые, нередко прилагаем усилия, чтобы регулировать его: выключаем телевизор, популярную радиостанцию, стараемся дозировать пользование компьютером. Но жадный до нового подросток готов впитывать в себя все: он способен одновременно играть в компьютерные игры, смотреть телевизор, слушать музыку и делать уроки; он перелистает любой журнал, который попадется ему под руку, заинтересуется любой новинкой.
И хотя такой избыток информации имеет свои отрицательные стороны, он, тем не менее, насыщает подростка огромным количеством сведений. Да и школьная программа сейчас гораздо более насыщенна, чем еще 20-30 лет назад. Так что интеллектуальный багаж подростка, несомненно, стал богаче, и это делает его в собственных глазах более взрослым, иногда даже формирует чувство превосходства. Нам бывает трудно с этим самоуверенным, неуступчивым, строптивым полу ребёнком, полувзрослым. Но признаем, что и ему трудно с нами. И одно из самых частых сетований подростка: «меня не понимают».
Взаимное непонимание и неудовлетворенность рождаются не сразу. Они назревают постепенно, если родители не интересуются духовной жизнью ребенка, оставляют без внимания его попытки рассказать о своих переживаниях, событиях в классе.
В каких-то своих фантазиях, не стараются понять его. Подросток тоже не сразу становится трудным. Какие-то его поступки еще в детстве должны настораживать родителей, но на них не обратили внимания. Какие-то просчеты в системе воспитания назревали давно, но родители не анализировали свои позиции, не задумывались о последствиях...
Сколько приходится видеть семей, где ребенка не приучили к труду, потакали его прихотям и иждивенческим настроениям! Пока он мал, и прихоти эти и настроения еще имеют малые масштабы. Ну, хочется ребенку съесть шоколадку, не дожидаясь обеда или полдника,- так и быть, пусть съест; ну, просит он, увидев в витрине магазина игрушку, чтобы ему купили ее, хотя дома валяются десять точно таких же,- ему и купят; ну, ждет, чтобы его одели и застегнули все пуговицы, хотя уже умеет одеваться сам,- его оденут. Что из этого? В конце концов, мелочи...
Не видит мама зерна будущих неприятностей и в том, что скрыла от отца первые плохие поступки сына: кого-то обманул, кому-то нагрубил, взял без спроса какую-то вещь и испортил, сломал ее. Под неразумной защитой всепрощающего материнского или бабушкиного сердца ребенок приучается хитрить, изворачиваться. Педагоги и психологи не зря встревожены тем, что во многих семьях отцы устранились от воспитания детей, сохраняя за собой только карающие функции дома, и в школе ребенок оказывается преимущественно в женских руках. Эта феминизация воспитания особенно нежелательна для мальчиков, ибо не способствует формированию будущего мужчины, и не только потому, что женщины часто бывают мягче, чем требуется. А главным образом потому, что мальчик мало видит образцов мужской ответственности за семью, мужской деятельной инициативы. И он может в таком окружении расти пассивным, готовым принимать чьи-то услуги и мало трудиться для других.
Школа - основная сфера деятельности подростка, учение - его основная обязанность. Но в школу он ходит не только для того, чтобы учиться, а и для того, чтобы общаться с друзьями. Это для него очень важно! Мнение сверстников, их одобрение подчас становятся для подростка важнее одобрения старших. Он стремится заслужить авторитет в среде товарищей, завоевать их симпатии. И если это удается, чувствует себя спокойно, уверенно. А вот неопределенное положение в классе становится источником неудовлетворенности, тоски; желание самоутвердиться, обратить на себя внимание побуждает к нарушениям дисциплины, толкает на грубость по отношению к учителям и родителям, а порой даже на правонарушение. Очень важно создать подростку условия для проявления лучших своих качеств и способностей. От того, в какое положение будет он поставлен и в школе и дома, от степени оказанного ему доверия и формы контроля в значительной мере зависит, в каком направлении пойдет его дальнейшее развитие, спокойным или бурным окажется переходный возраст. Одна из возможностей завоевания авторитета в классе - активное участие в общественной жизни. Приходится лишь сожалеть, что учителя предпочитают всякие общественные поручения давать девочкам. А ведь есть немало примеров того, как умелое привлечение мальчиков к общественной работе делает их очень активными, деятельными, способными на интересную инициативу.
Учение, хотя и занимает большую часть времени подростка, часто не захватывает его полностью. Он жаждет чего-то иного, нового, значительного. Ведь не случайно в переходном возрасте снижается интерес к учебе - если основная масса младших школьников учится на «4» и «5», то подростки - на «4» и «3».
Причем нередко сегодня пятерка, завтра-двойка. Специальные исследования показали, что в подростковом возрасте особое значение приобретает общественно полезная деятельность: она удовлетворяет потребность в общении, дает возможность проявить самостоятельность, утвердить активную позицию в коллективе.
И в семье подростка необходимо вовлекать в общий труд - уборка ли, ремонт ли, приготовление ли обеда. Неплохо, если он примет участие в обсуждении семейного бюджета. Хочется, допустим, сыну iPad, он даже несколько обижен, не понимает, почему его другу родители купили такой, а ему отказывают. Вот и надо с карандашом в руках спокойно, без всяких обвинений и упреков разъяснить. Дискуссионный вопрос: можно ли подростку иметь карманные деньги? Видимо, ничего худого не будет, если давать ему небольшие суммы на неопределенный срок, а уж его дело, сходить ли на эти деньги самому два раза в кино или один раз пригласить друга, купить себе порцию мороженого или интересный журнал. Но, давая подростку деньги, надо быть уверенным, что они не будут истрачены на сигареты или на пиво.
Очень важен спокойный и уважительный тон разговора с подростком, многие ребята, например, яростно отстаивают свое право свободно уходить из дома и возвращаться когда вздумается. Надо подростку разъяснить, что в семье, где люди заботятся друг о друге, такая независимость неприемлема ни для кого. Но если ребенку вы могли, допустим, сказать: «Отпускаю тебя до шести, то подростку надо сказать иначе: «Ты сколько времени рассчитываешь пробыть там-то?» Вопрос, поставленный таким образом, уже предполагает его право самому планировать время. Из-за какого-то получаса спорить не стоит - согласитесь с его желанием. Но если подросток опоздал, есть все основания упрекнуть в отсутствии пунктуальности: ведь ты же сам назначил срок. Даже от ребенка не рекомендуется требовать выполнения «сию же секунду». Подростку тем более надо предоставлять резерв времени, в пределах которого он мог бы сам распределить свои «дела». Элементы самостоятельности необходимы в жизни подростка. Они помогают реализовать его бьющую через край энергию, готовят к предстоящей взрослой жизни. И очень важно с малых лет растить ребенка так, чтобы он не только стремился получать, но и хотел и умел отдавать, чтобы он соотносил свои желания со своими возможностями и возможностями семьи, свое поведение, свои поступки с потребностями и желаниями других людей.
Записаться на консультацию можно:
- позвонив по телефону 8 (495) 765-02-04;
- заполнив онлайн заявку .