Мой ребенок подросток. Чего ожидать?
В настоящее время к подростковому возрасту относят период с 12 до 15 лет. Границы эти не жесткие, они могут изменяться в зависимости от индивидуального развития ребенка. Также, замечено, что у девочек подростковый кризис протекает в более мягкой форме, наступает раньше и заканчивается быстрее, чем у мальчиков.
В подростковом возрасте организм ребенка подвергается серьезным изменениям во всех сферах: физически, психически, эмоционально. Гормональные изменения сопровождают резкий физический рост и развитие, половое созревание.
Подросток всерьез задумывается над вопросами смысла жизни, поиска себя, ищет ответ на вопрос: «Кто я?». Меняется мировоззрение, прежние взгляды на жизнь резко теряют значимость и заменяются другими, порой противоположными, появляются новые идеалы и ценности. Подросток большое внимание уделяет себе, своим мыслям, чувствам и переживаниям.
Общение со сверстниками все больше выходит на первый план, а семья, напротив, несколько отодвигается – ребенку важно занять достойную позицию в окружении сверстников.
Ведущий тип деятельности, то есть главное, на чем сосредоточен ребенок в подростковом возрасте это общение с окружением сверстников. Основные изменения заключаются в понимании и принятии своего «Я», формировании способности к самоанализу, осознании себя и своей индивидуальности – своего отличия от других, стремлении к признанию его взрослости.
У подростков отмечается неустойчивость в эмоциональной сфере. Для них характерна легкая возбудимость, смена настроений и переживаний.
Психологические задачи возраста
В период подросткового возраста, как и в любой другой возрастной период, человек должен решить определенные психологические задачи развития. Основные нормативные задачи подросткового возраста представлены следующим образом:
• Обретение психологической независимости, отделение от родителей. Здесь речь идет не о том, чтобы жить отдельно или отказаться от общения с родителями. Отделение и обретение независимости проявляется в большей самостоятельности, в способности принимать решения и нести за них ответственность.
Записаться на консультацию
+7 (495) 765-02-04
• Установление отношений вне семьи, то есть в среде сверстников. Это задача подразумевает стремление ребенка заводить друзей своего возраста, строить доверительные прочные отношения дружбы, расширять социальные контакты.
• Принятие растущей сексуальности, адаптация к этому новому физическому и психологическому состоянию. На данном этапе развития ребенок, как говорилось выше, меняется полностью: физически, психически, эмоционально – созревание и развитие происходит настолько быстро, что подростку сложно принять происходящие с ним изменения.
• Успешное преодоление подросткового кризиса идентичности, обретение своего Я. Идентичность можно назвать неким ядром личности, ее основой. Формируясь в подростковом возрасте, идентичность определяет функциональность личности в последующей взрослой жизни. Идентичность, проще говоря, это и есть тот самый ответ на вопрос: «Кто я?».
В случае если ребенок не справляется с задачей обретения позитивной идентичности, он сталкивается с тем, что в психологии называется кризисом идентичности.
Не пройденный успешно кризис является причиной асоциального и антисоциального поведения, возникновения различных зависимостей. Поэтому в подростковом возрасте очень важна поддержка со стороны родителей, терпение и понимание.
Что важно знать родителям подростка
Учитывая основные нормативные задачи подросткового возраста, а также типичные трудности, обозначим проблемные сферы, на которые родителям подростков важно обратить внимание:
• Формирование позитивной идентичности, успешное преодоление кризиса;
• Поддержание хороших качественных отношений с родителями и, что очень важно, со сверстниками;
• Прояснение жизненной перспективы – представлений о будущем, о перспективных возможностях ребенка.
• Формирование и поддержание в ребенке понимания значимости учебной, учебно-профессиональной деятельности.
В процессе формирования идентичности важно помочь совершить правильный выбор, выбор позитивных идеалов. Как известно, подростки склонны к ориентации на анти идеалы, олицетворяющие их протест против общества в целом. В результате такой ориентации у взрослеющего ребенка формируется негативная идентичность, которая проявляется в стремлении выбирать антисоциальный образ жизни, испытывать гордость за свое плохое поведение, нарушение правил и социальных норм.
Сохранение положительных отношений с родителями важнейшая задача возраста. Сами родители оказываются в сложной ситуации, поскольку не знают, чего ожидать от резких изменений, происходящих с подростком, не знают, как относиться ко всему, чем помочь и как не навредить своему ребенку. Перепады настроения, резкая смена взглядов и приоритетов – все это застает взрослых врасплох. Растерянные родители предпочитают сохранять прежние модели воспитания и общения с ребенком, что провоцирует ряд проблем, ибо прежние модели уже не действенны. Именно поэтому важным моментом является построение новых моделей общения с подростком. Важно понимать происходящие в ребенке изменения и значимость роли родителей в данный период развития.
Очень важно уделить внимание моральной поддержке подростка в период кризиса, поскольку подростковый кризис, как и любой другой сопровождает чувство одиночества, опустошенности, ненужности, отверженности и непринятия близкими и значимыми людьми.
Подростковый кризис – не приговор, это новая ступень развития. Успешно пройденный кризис станет шагом в новую, взрослую жизнь.
Записаться на консультацию можно:
- позвонив по телефону 8 (495) 765-02-04;
- заполнив онлайн заявку .